Кредитное поведение жителей моногорода и факторы его трансформации: опыт эмпирического исследования

Автор: Шафиров Леонид Александрович

DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.3.124-142

Современные тенденции развития рынка потребительского кредитования в России, в особенности на фоне кризисных экономических явлений последних лет, всё более актуализируют исследовательский интерес к проблеме рационализации кредитного поведения граждан. В статье представлены результаты проведенного автором в декабре 2014 года – январе 2015 года эмпирического исследования особенностей кредитного поведения населения малого депрессивного монопрофильного города Гуково Ростовской области и возможностей трансформации этого поведения, состоящей в переориентации на цели и задачи, соответствующие целям и задачам местного экономического развития, в том числе связанным с повышением уровня благосостояния, развития человеческого капитала местных домохозяйств.

Основная гипотеза исследования – возможность воздействия на кредитное поведение населения посредством увеличения доступности продуктов целевого кредитования населения, в процессе разработки, внедрения и продвижения которых могли бы принимать участие органы местного самоуправления. Предложение доступных для граждан целевых кредитов, характеризуемых гибкими условиями их получения и обслуживания, вкупе с информационной и координационной поддержкой со стороны местной администрации не только в получении, но и в использовании заемных средств, потенциально может повысить кредитную активность населения, способствовать рационализации кредитного поведения населения.

Результаты опроса горожан, проведенного методом личного структурированного интервью, и моделирования на основе полученных данных позволили выявить, что часть населения готова к такой трансформации кредитных намерений; кроме того, при условии предложения целевого кредита, разработанного с участием органов местного самоуправления, число потенциальных заемщиков вырастет на 18,75%. Выявлены факторы, повышающие вероятность активного кредитного поведения и его рационализации; осуществлено ранжирование данных факторов в зависимости от их важности для респондентов. Определён портрет потенциального заёмщика целевого кредита, разработанного с участием местной администрации: обратится за получением такого кредита скорее мужчина, позитивно относящийся к кредитованию, при увеличении числа членов домохозяйства и иждивенцев.

Скачать (PDF, Неизвестный)